Корзина
43 отзыва
Остались вопросы, напишите нам и мы свяжемся Контакты
+77272442204
+77012442203
+77012442203
сотовый c What's App
+77279837171
городской
+77089837171
webkassa@webkassa.info
+77089837070
+77279837070
Городской
Инновационный центр онлайн бизнес коммуникаций и повышения профессиональной компетентности 21 века

Метод проектов в изучении программирования на языке Pascal.

Метод проектов в изучении программирования на языке Pascal.
В статье преподавателя информатики Пак Л.А. описывается метод проектов в изучении программирования на языке Pascal и представлен учебный проект по информатике «От простого к сложному. Решение задач»

21.06.14

Основная задача школы ― воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации. В связи с повышающимся интересом к информационным технологиям  назрела реальная необходимость проводить уроки практического программирования, на которых от учащихся для решения поставленных задач требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе.

В рамках часов, отводимых программой в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, овладение даже основами программирования на современных алгоритмических языках представляется невозможным. Тем не менее, всегда найдутся школьники, у которых интерес именно к изучению, а не знакомству с программированием высок. Мотивация есть и у учителя – ведь большинство современных олимпиад по информатике ― по программированию.

 

При изучении языка программирования используют два подхода: формальный и «программирование по образцу». Первый основан на формальном описании конструкций языка программирования и использовании при решении задач только изученных понятных элементов. При втором подходе ученикам сначала выдаются готовые программы, рассказывается, что именно они делают, и предлагается написать похожую программу или изменить имеющуюся. Такой подход дает возможность использовать в своей практике достаточно сложные конструкции, все познается через труд, через преодоление ошибок (собственных), через процесс решения задач. Этот принцип определяет структуру занятий: изучение, обсуждение нового материала, эксперименты с заготовками решений задач, самостоятельное решение задач различного уровня сложности. Имея практический опыт программирования, и используя интернет-ресурсы в ON-LINE режиме, учащиеся могут самостоятельно составлять программы, что приведет к углублению своих знаний по изучаемой теме.

Для изучения способов и методов программирования выбрана среда программирования TURBO Pascal, так она соответствует всем требования технологии структурного программирования. Pascal  позволяет познакомиться с большинством понятий современного программирования, освоить как различные типы, так и структуры данных.

Программы на Pascal легко читаются, что весьма облегчит работу учителя при проверке программ, написанных учениками.

В рамках данного проекта предстоит изучить и в дальнейшем применять:

  1. Работу в среде программирования TURBO Pascal
  2. Типовые алгоритмы и соответствующие операторы
  3. Скалярные и структурированные типы данных
  4. Алгоритмы обработки структур данных

Приведенная ниже таблица поможет при необходимости выполнить адаптацию курса к реальным условиям, а также проконтролировать ход проведения проекта.

Раздел

Краткое описание

Упражнение

Модуль 1

Словарь языка Pascal

Алфавит языка. Основные правила

1.1Идентификатор

1.2 Типы данных

Среда программирования Turbo Pascal

Работа в редакторе. Работа со справкой. Основные функциональные клавиши

1.3 Среда программирования

1.4 Работа с окнами. Буфер обмена

Структура программы

Основные разделы программы

1.5 Моя первая программа

Модуль 2

Линейный алгоритм (следования). Задача: Вычислить расстояние между двумя точками.

Работа со стандартными функциями. Построение выражений. Оператор присваивания. Процедуры вывода. Форматный вывод. Процедура ввода. Числовой тип данных

2.1 Оператор присваивания. Процедура вывода. Целочисленный тип данных

2.2 Вещественный тип данных. Форматный вывод.

2.3 Организация диалога

2.4 Процедура ввода данных

Алгоритм ветвления. Задача: Сравнение 2-х значений

Логические выражения. Условный оператор. Вложенное условие.

2.5 Сравнение значений: a ¹ b, a > b, a < b, a=b

Циклические конструкции. Задачи: 1. Вычислить сумму последовательности чисел.

2. Табулирование функции.

3. Вычисление расстояния между точками, с заданными координатами

Ввод последовательности чисел и вычисление суммы пока число не равно нулю.

Вычисление значений функции на определенном диапазоне. Вычисление общей длины графика функции.

Поиск максимального и минимального значения между расстояниями.

2.6 Рекуррентная формула суммирования.

2.7. Поиск максимального значения среди последовательности чисел, отличных от нуля.

2.8 Вычисление расстояний между точками согласно графику функции, если шаг изменения x=0,1.

Основы структурного программирования

Формирование подпрограмм: процедур и функций, определение области действий переменных, определение параметров – значений, параметров – переменных для подпрограмм

2.9 Функция вычисления расстояния между точками по заданным координатам

2.10 Процедура поиска максимума и минимума.

2.11 Рекурсивный метод поиска минимального и максимального значений.

Модуль 3. Структурированный тип данных

Линейные массивы

Алгоритмы формирования и обработки линейных массивов

3.1 Ввод и вывод значений

3.2 Поиск максимального и минимального значения

3.3 Сумма элементов массива

3.4 Определение элементов по заданным свойствам: четность – нечетность, положительное число – отрицательное

3.5 Сортировка элементов массива

Двумерный массив

Алгоритмы формирования и обработки двумерных массивов

3.6 Ввод и вывод в виде таблицы

3.7 Максимальный и минимальный элемент в таблице, отдельно в строках и отдельно в столбцах.

3.8 Формирование линейного массива из двумерного согласно условию отбора

3.9 Работа с диагональными элементами

3.10 Умножение двумерных таблиц

Задача: На условной карте показано условное расположение пяти городов вокруг озера. Определить максимальный путь между городами, город, расположенный ближе всех к центру озера, кратчайший путь из города A в город D.

 

 

Масштаб 1клетка: 30км.

При  решении задач применять все известные алгоритмы

Схематично принять расположение городов как график функции y=x2-2.

Дорога между городами A и E условно прямая.

 

 

Перед выполнением проекта следует пройти необходимую теоретическую подготовку, позаботиться о наличии необходимого технического обеспечения и раздаточного материала.

 

Одним из сложных проблемных вопросов, связанных с проектной деятельностью, является оценка результатов обучения учащихся. Существует два вида оценки: формальная оценка, предназначенная для помощи ученикам в учебе, и суммарная оценка, предназначенная для оценки достижений. В Планировании уроков очень важно определить знания и навыки, которые получат ученики в результате обучения на основе проектов, и внедрить соответствующую оценку в план. Каждому упражнению четко формулируется критерий и шкала оценок за проделанную работу, основной акцент переносится на сочетание оценки и самооценки.

Структура обучения на основе проектов концентрируется на том, что делает ученик. Опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед. Пути решения проблем должны быть осознаны. Учителю следует по ходу выполнения проекта анализировать, что происходит у него не только в классе, по окончанию проекта необходимо подвести итоги работы.

План статьи

  • Заголовок (1-2 предложения). Должен быть ярким, цепким, интересным и в тоже время говорить о том, о чем пойдет речь в статье. Если это статья-ответ на вопрос, поставьте этот вопрос в заголовок статьи. Например: как списать книги в школьной библиотеке.
  • Анонс (3-5 строк). Тоже должен быть ярким и цепляющим. Но если в заголовке мы уже сообщили, о чем пойдет речь в статье, в анонсе можно поставить проблему: что волнует читателя, в какой ситуации он, скорее всего, оказался? Например: В соответствии с ФЗ №... в каждой школьной библиотеке должна быть проведена инвентаризация, и все книги, изданные до ... года подлежат списанию. Неужели эти книги придется списывать и выбрасывать? Как правильно оформить документы?... Читайте в нашей статье.
  • Основное содержание статьи. Составьте план из подзаголовков на основе вопросов пользователей и дайте свои комментарии "без воды". Например: На основании какого документа книги должны быть списаны? До какого года списываем книги? Как оформить документы на списание? Куда отнести списанные книги? Как оставить книги в библиотеке? и т.д.
  • Иллюстрации. Сделайте несколько фотографий по теме статьи: книги, учебный класс, школьную доску, папки с документами. Например, сделайте несколько фотографий полок с книгами, фотографии форзацев или обложек, где указан год издания книги, ветхие книги, документы на списание, стопки книг на утилизацию и т.д.

Отправляем статью в редакцию

Готовую статью отправляйте в редакцию по электронной почте, отдельным файлом вышлите текст статьи и, если есть, отдельными файлами авторские иллюстрации. Просим не высылать фотографии, скачанные с других сайтов в интернете, высылайте только свои фотографии.

  1. Создайте письмо на электронный адрес info@pedsovet.su
  2. Напишите тему письма "Статья для публикации и ваши ФИО"
  3. В теле письма укажите:
    • Ваши полные ФИО
    • Должность (по желанию)
    • Место работы, название учреждения (по желанию)
    • Звания, награды, категории (по желанию)
    • Номер пользователя (id) для зарегистрированных на сайте пользователей, можно найти на странице Мой профиль (весьма желательно, для желающих заказать в дальнейшем свидетельство о публикации — обязательно).
  4. Отдельными файлами приложите:
    • Текст статьи в формате документа .doc, .docx, .rtf, .odt
    • Иллюстрации и фотографии в формате изображений .jpg, .jpeg (желательно)
    • Фото автора (портрет) (по желанию).

 

 

 

Предыдущие статьи